Tel +79128261070 E-mail: agida43@mail.ru

Мировая гонка по добыче нефти — куда катится Россия

Россия пока в числе лидеров по нефтедобыче в мире

Нефтедобывающая отрасль России — это 547 миллионов тонн производства, 4,5 триллиона рублей или более 30 процентов доходов федерального бюджета и 1,3 триллиона рублей инвестиций только за 2017 год. Для сохранения текущей 12-процентной доли на мировом рынке нефти к 2035 году надо увеличить добычу на четверть, поэтому следует сформировать приоритеты государственного регулирования отрасли не только на бюджетный период, но и на долгосрочную перспективу. Это позволит определиться, кто же в итоге нефтянка: драйвер или донор развития экономики?

Только для сохранения доли на мировом рынке нефти к 2035 году России необходимо будет увеличить добычу минимум на 25 процентов — до 650 миллионов тонн. Однако при действующей системе регулирования уровень производства, скорее, снизится на 100 миллионов тонн из-за ускорения падения добычи в Западной Сибири. Поэтому внедрение новых механизмов стимулирования инвестиционной активности в этом ключевом регионе добычи нефти является одним из главных приоритетов.

За последние десять лет мировая нефтяная отрасль претерпела существенные изменения, и если к ним не адаптироваться, то можно очень быстро растерять свои позиции. Технологическая революция уже вывела новых игроков на рынок. Добыча нефти плотных пород в США выросла с 2008 года на пять миллионов баррелей в сутки, канадских нефтяных песков — на 1,6 миллиона баррелей в сутки. И это далеко не предел, прогнозируется, что к 2050 году эволюция технологий позволит прирастить извлекаемые запасы нефти в мире на триллион баррелей и снизить себестоимость на 30 процентов.

Фото: Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Воздвиженская

Что из этого следует? Во-первых, продолжится тренд роста конкуренции среди производителей. Во-вторых, повысится давление на цены основных энергоносителей. В этих условиях необходимо отвоевывать свою рыночную нишу. Проигравший потеряет не только объемы, но и финансовые доходы — как корпоративные, так и бюджетные.

Осознавая текущие тенденции, мировые нефтяные державы разрабатывают комплекс мер по формированию условий сохранения конкурентоспособности ключевой отрасли и созданию стимулов по ускорению монетизации имеющегося ресурсного потенциала. Например, в Канаде введена новая фискальная система, учитывающая сложность бурения. И даже Саудовская Аравия снизила ставку налога на прибыль для нефтяной отрасли с 85 до 50 процентов.

Как обстоят дела с налоговой нагрузкой

В России же, напротив, для крупнейшего региона добычи — Западной Сибири — сохраняется крайне высокая налоговая нагрузка. Доля изъятий государства в чистой приведенной стоимости до налогов тут 90 процентов. Для сравнения: в США — около 50 процентов. В результате добыча нефти в Ханты-Мансийском АО за последние десять лет обвалилась на 15 процентов, или на 41 миллион тонн.

Позитивная статистика по производству в целом по стране за последние годы связана со вводом новых крупных месторождений, большая часть которых открыта еще в 70-80-е годы ХХ века (Требса и Титова, Новопортовское, Приразломное и другие). Таких проектов остается все меньше, поэтому в среднесрочной перспективе компенсировать выпадающие объемы в традиционных регионах они уже не смогут.

Основная проблема традиционных районов Западной Сибири — низкое качество остаточных запасов, что приводит к необходимости бурения большого числа дорогостоящих скважин сложной конструкции. В действующих налоговых условиях часть из них экономически нерентабельна, и ухудшение структуры ресурсной базы будет только усугублять проблему. В результате темп падения добычи в регионе ускорится до двух-трех процентов ежегодно, а показатель в целом по стране может упасть более чем на 100 миллионов тонн к 2035 году.

В этом случае Россия потеряет около четырех процентов мирового рынка. Если рассматривать перспективу ближайших шести лет, выпадающие доходы бюджета от снижения добычи в Западной Сибири при текущих ценах составят полтора триллиона рублей только по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине. Для сравнения: это бы легко покрыло затраты на национальный проект «Образование» и еще сверху осталось бы на федеральные проекты «Жилье» и «Ипотека», нацпроекта «Жилье и городская среда».

Это не просто очередная «страшилка». Пример последствий неэффективного государственного управления нефтедобывающей отрасли есть — это Мексика. Высокая налоговая нагрузка: с 2007 по 2012 год ставка основного нефтяного налога находилась в диапазоне 71,5-78,76 процента; сохранение монополии PEMEX (государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания Мексики) с 1938 года; введение обязательной нормы дивидендных выплат вне зависимости от финансовых результатов.

Все это ограничило возможности роста инвестиций в разведку и добычу нефти при ухудшении ресурсной базы страны. Как итог — падение добычи на 40 процентов с 2005 года и почти двукратное снижение доли нефтегазовых доходов в бюджете Мексики. Пойдет ли Россия по такому же сценарию?

Какие меры нужны для сохранения добычи нефти

Решить проблему падения добычи Западной Сибири может только изменение подхода госрегулирования. От предоставления адресных льгот проектам или категориям запасов нужно перейти к созданию комплексной системы стимулирования инвестиционной активности в нефтедобывающей отрасли, где первоочередной задачей станет решение вопроса Западной Сибири.

Почему именно Западная Сибирь? В регионе находится почти 18 миллиардов тонн не извлеченных запасов нефти, или 60 процентов от общего объема по стране. Этот потенциал можно достаточно быстро монетизировать за счет развитой инфраструктуры. К тому же стоимость добычи без учета налогов здесь одна из самых низких в мире — 10-20 долларов на баррель.

Это конкурентное преимущество с точки зрения позиции России на мировой кривой предложения нефти. И, наконец, меры по локализации оборудования в нефтегазовой отрасли привели практически к полной независимости от импортных технологий. Это значит, что все инвестиции в добычу Западной Сибири пойдут на развитие именно российской экономики.

Какие конкретно меры нужны? В лучшей мировой практике создают стимулы для бурения через мгновенный вычет капитальных затрат с применением повышающих коэффициентов. Недавнее предложение по введению аналогичного механизма в России, по нашим оценкам, может дать 80-90 миллионов тонн дополнительной добычи в Западной Сибири только в ближайшие шесть лет. Поэтому такого рода механизмы сейчас наиболее востребованы отраслью.

Можно сказать, что стимулы для эксплуатационного бурения в Западной Сибири — это «скорая помощь» для поддержания добычи нефти в стране. Концепцию создания долгосрочных условий сохранения лидирующих позиций России на мировом рынке нефти необходимо дополнить стимулами для геологоразведки, созданием условий для развития технологий в отрасли и так далее. В этом и заключается общеотраслевой подход. При реализации этих предложений в ближайшие сроки к 2035 году добыча жидких углеводородов в России может превысить 600 миллионов тонн. Источник

На главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *