Tel +79128261070 E-mail: agida43@mail.ru

Каковы перспективы интернет-торговли лекарствами в России

Назрела необходимость онлайн-торговли лекарствами

Интернет-торговля лекарствамиТорговля лекарствами через Интернет растет во всех странах мира. В странах, где регламентирован оборот лекарственных средств через интернет, объем онлайн-торговли составляет в среднем 38%. Назрела необходимость подобной услуги и в России, профильные ведомства поддерживают эту идею.

Однако этот сектор торговли лекарствами требует гораздо больших внимания и регулирования, чем сегмент непродовольственных и даже продовольственных товаров. Этим объясняется осторожность Министерства здравоохранения в вопросе разрешений и акцента на драйверы роста онлайн-торговли лекарствами.

Понятно, что безрецептурные препараты вовлекаются в онлайн-продажи более быстрыми темпами, чем рецептурные. Для вовлечения последних необходимо создание механизма регулирования продаж с электронной системой обмена информацией, что дольше, требует больших затрат и законодательной и технологической базы.

По нашим подсчетам, продажи лекарственных препаратов через интернет потенциально могут составлять 40% рынка. Общая статистика по фармацевтическим препаратам такова: в 2018 году через аптеки было реализовано 5,3 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму 991,9 млрд рублей. В сравнении с прошлым годом продажи лекарств выросли на 4,6% в стоимостном и почти на 5% в натуральном выражении.

Индекс роста цен на лекарственные препараты составил чуть менее 3% — это один из самых низких показателей отрасли за последние 5 лет. Основываясь на показателях объемов рынка прошлого года, рассмотрим, какие препараты уже сейчас могут быть реализованы в онлайн-магазинах.

Какие лекарства наиболее востребованы

В 2018 году наибольшую долю, немного не дотягивая до одной пятой рынка (18,8%), занимает группа «Пищеварительный тракт и обмен веществ». Здесь лидируют:

  1. препарат для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей «Эссенциале»,
  2. биотик «Линекс»,
  3. гепатопротекторный препарат «Гептрал».

Все эти препараты являются безрецептурными, соответственно, их можно свободно продавать через агрегаторов фармацевтического рынка.

Вторую строчку по удельному весу, одну седьмую рынка (14,1%), в структуре покупок населения занимает категория «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы». Казалось бы, с этой категорией сложнее, поскольку препараты должны быть рецептурные. Однако в данной группе лидируют бренды:

  1. «Детралекс»,
  2. «Конкор»,
  3. «Лозап».

«Детралекс» — безрецептурный препарат. «Конкор» и «Лозап» отпускаются по рецепту. При этом, по результатам опросов фармацевтов, практически никто рецепты на них не спрашивает.

Одна восьмая объема проданных лекарственных препаратов (12,5%) принадлежит группе «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы». По этой группе может быть дан зеленый свет для онлайн-продаж, так как сохраняется российская тенденция самолечения насморка, кашля, температуры, основных симптомов острых респираторных заболеваний и большинство препаратов отпускается без рецепта.

Более одной десятой (10,1%) приходится на категорию «Препараты для лечения заболеваний нервной системы». Обращаться за помощью к психологу, а тем более к психотерапевту, при проблемах с нервной системой в нашей стране по-прежнему не принято. Лечить заболевания нервной системы русские люди часто стараются немедикаментозной терапией.

Рынок лекарств в ожидании легализации онлайн-торговли

Вывести эту группу лекарственных средств в онлайн-продажи, когда покупатель обезличен и не беспокоится, что кто-то узнает о его проблемах, нетрудно. Однако в этой категории много рецептурных препаратов, которые интересны наркозависимым. Именно поэтому необходима единая система обмена информацией о назначениях, реально выписанных рецептах, обоснованных диагнозами.

Самые популярные лекарственные препараты можно будет относительно легко легализовать для продажи через онлайн-сервисы, так как они в большинстве своем не требуют рецепта врача и могут продаваться как обычные товары. Конечно, при реализации лекарственных товаров через интернет возникает проблема контрафакта, но добросовестные продавцы, дорожащие свой репутацией, не будут продавать некачественный товар.

Маркетплейсы, овладение навыками онлайн-покупок всеми возрастными группами потребителей, стремление населения экономить, активный диджитал-маркетинг фармы — это факторы стремительного роста онлайн-продаж безрецептурных лекарственных препаратов.

Дальнейшее развитие системы электронных рецептов зависит от того, когда будет принят окончательный закон о торговле лекарственными средствами. Рынок давно ждет легализации, а у части аптечных сетей уже есть вся необходимая техническая инфраструктура для торговли онлайн. Принятие законопроекта будет способствовать развитию как онлайн-торговли лекарствами, так и торговле лекарствами в принципе. Источник

На главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *